Ровно сто лет назад, 22 октября 1924 года, скончался Витольд Йодко-Наркевич – одна из ключевых, хотя и часто недооцененных фигур, которые способствовали возвращению Польше независимости. Родившийся на Минщине борец за независимость был одним из основателей Польской социалистической партии, близким соратником Юзефа Пилсудского, а также одним из четырех поляков, подписавших Версальский договор.
Ранние годы
Он происходил из состоятельной польской семьи, которая владела значительным имуществом в Бобровне недалеко от Слуцка. Молодой Йодко-Наркевич познакомился с социалистическими идеями во время учёбы в варшавской гимназии. За участие в социалистическом движении он был исключен из школы, и экзамен на аттестат зрелости ему пришлось сдавать в Слуцке.
Странствия и учёба за границей
Исключение из гимназии начало серию странствий Наркевича. Как деятель Второго Пролетариата, находясь под угрозой ареста, он не завершил обучение ни в Дерпте, ни в Варшаве. Спасаясь от тюрьмы, ему удалось добраться до Западной Европы, где он продолжил обучение в различных университетах. В конечном итоге он получил докторскую степень в Сорбонне в Париже в 1889 году. Там он также установил контакты с участниками Январского восстания и сблизился с идеями Людвига Мирославского, которые сформировали его взгляды на независимость.
Сооснователь ППС
Как и Мирославский, Йодко-Наркевич считал, что независимость можно завоевать через национальное восстание. В 1892 году, на съезде польских социалистов, он выступил за программу, сочетающую борьбу за рабочие права с стремлением к независимости, что способствовало основанию Польской социалистической партии (PPS). Его деятельность в Зарубежном союзе польских социалистов и редакции “Przedswit” в Лондоне укрепили его позиции в эмигрантской среде как лидера польской социалистической мысли.
Соратник Пилсудского
После возвращения в Польшу Витольд Йодко-Наркевич активизировал деятельность Зарубежного союза польских социалистов, перенеся его базу из Лондона в более свободную Галицию. Его дипломатическая деятельность ускорилась с началом Русско-японской войны в 1904 году. В этот период Йодко-Наркевич незаметно для многих отправился в Лондон, где установил ключевые контакты с японским штабом. Он представил первую меморандум с предложением о сотрудничестве от ППС и организовал поездку Пилсудского в Токио.
В последующие годы, до начала Первой мировой войны, можно было наблюдать его сотрудничество с Пилсудским, где Йодко-Наркевич сосредоточился на политике и организации партии, в то время как Пилсудский участвовал в военных действиях.
Польский подписант Версальского договора
Как один из четырех поляков, Йодко-Наркевич подписал Версальский договор, способствуя возвращению Польши на карту Европы. Он был единственным представителем Пилсудского в делегации, составленной в основном из политиков национальной ориентации — Романа Дмовского, Игнация Падеревского, Владислава Грабского.
Обращение в католичество
После завершения активной дипломатической и политической карьеры последние годы жизни Йодко-Наркевича были временем размышлений и религиозно-философских раздумий. Обращение в католичество на фоне онкологического заболевания показало глубокие изменения в его личных убеждениях, чему выразилось в последнем письме к товарищам из ПСП, в котором он утверждал, что социализм и католичество не исключают друг друга, а, напротив, являются двумя наиболее важными моральными силами мира.